Китай в Вашей цепи поставок. Как включить его в цепь поставок и не ошибиться? Поговорим об изменениях, которые происходят сейчас с мировой экономикой, китайским рынком и каким образом это все учесть в своих бизнес-процессах.
Влияние эпидемии уже ощутили на себе все, без исключения, страны мира, отрасли и бизнес. Глобализация привела к тому, что большая часть производственных процессов прямо или косвенно зависит от китайского рынка. Это было обусловлено тремя основными факторами:
- Рост Китая, как недорогого производственного центра. Производство и поставки стимулировали рост мирового потребления из-за снижения себестоимости продукции и, следовательно, снижения ее стоимости. То, что когда-то было предметом роскоши, стало предметом потребления.
- Развитие современной интегрированной глобальной цепочки поставок. Из разрозненных и не полностью связанных дисциплин объединились логистика, погрузочно-разгрузочные работы, информационные технологии, складирование, доставка и другие части цепочки.
- Технологии позволяют компаниям и частным лицам осуществлять свою деятельность практически в мире без границ. Мы покупаем товары и услуги заграницей, сидя у себя дома. Компании заключают контракты, не имея встреч в реальной жизни.
Именно это сочетание – относительно невысокая стоимость китайского рынка и глобализация цепей поставок, позволило Китаю выйти на первые роли мировой экономики.
Да, современные тенденции говорят о необходимости децентрализации производственных процессов и о повышении независимости от китайского рынка. Именно это мы видим на примере Apple – компания открыла небольшое производство в Силиконовой долине. Так же поступает Lenovo – открывает завод в Северной Каролине. Да что там компании, Индия разрабатывает многолетний план по снижению зависимости свой экономики от Китая (в данный момент она входит в 3-ку деловых партнеров).
В обозримом будущем Китай останется важным центром производства и частью цепочек поставок, и преждевременное его списание будет большой ошибкой. Есть основные причины, по которым Китай является и будет важен для вас и вашей компании с точки зрения глобального стратегического рынка, производства и поставок.
В ре-глобализированном мире Китай по-прежнему будет важной частью производства и поставок, поскольку развитые страны не отступают. Да, некоторые виды производства возвращаются, и будут продолжать возвращаться в развитые страны в США, Европы и Азии, но в целом эти страны не могут, и не будут распространяться на масштабное производство с низкой добавленной стоимостью. Это останется достоянием Китая и других развивающихся стран в обозримом будущем.
Да, мы больше не живем в мире, в котором компании могут просто производит что-то в Азии, отправлять это на свой рынок и распространять среди ритейлеров, не принимая во внимание реалии ре-глобализации и факторы, способствующие переменам.
Какие же основные акценты сохранятся в ближайшее десятилетие:
- Китай для Китая. Рост потребительского класса в Китае означает, что компании меняют свою стратегию в отношении этой страны тремя способами: производство продуктов в Китае для рынка Китая, производство продуктов в Китае для рынков Азии и Запада с акцентом на продукты с более высокой добавленной стоимостью, и производство товаров в своей стране для рынка Китая.
- Инфраструктура. Многие из страны, которые претендуют на роль глобального производителя, все еще не имеет инфраструктуры для управления масштабами, на которые способен Китай. Вы можете нанять индийского рабочего за 1/3 стоимости китайского рабочего, но у вас нет заводов, портов, дорог, электрических сетей, не говоря уже о деловой или политической среде, необходимых для массового производства.
- Потенциал. Да, многие страны догоняют с точки зрения навыков, опыта и качества и в некоторых случаях инвестируют в инфраструктуру, но нет ни одной страны в Юго-Восточной Азии или в Западном полушарии, которая могла бы обеспечить как экономию затрат, так и мощности, которые предлагает Китай в настоящий момент. Китай перейдет на производство с более высокой добавленной стоимостью, но сохранит дешевое производство на Западе и в неразвитых районах, чтобы сбалансировать экономику.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов важность Китая как постоянного направления для прибыльного производства, возможностей для цепочек поставок, улучшения логистики и продаж. И не заблуждайтесь, Китай по-прежнему очень важен, как постоянное направление для выгодных возможностей производства и расширения ассортимента. В течение следующего десятилетия, производство товаров в Азии останется основной частью дискуссии и ключевым элементом любой стратегии для компаний практически любого размера, географического положения и категории продуктов.