2020 год стартовал тревожными новостями по пандемии коронавируса на территории Китая, которая потом перенеслась на весь мир. Мы с вами до сих пор продолжаем жить в новых реалиях, социальных дистанциях и правилах.На мировую логистику и цепи поставок это произвело ошеломительный эффект, последствия которого до сих пор очень ощутимы (хотя Китай уже практически «выздоровел» и взял под контроль эпидемиологическую ситуацию).
Давайте пройдемся по основным событиям и их последствиям в уходящем 2020 году.
- Инкотермс 2020 — новые правила международной торговли. Этот свод правил обновляется каждые десять лет. Их содержание описывают отношения между покупателем и продавцом, распределение ответственности и прав собственности. Новая редакция вступила в силу в текущем году и довольно значительно повлияла на международные торговые сделки. Подробнее можно прочитать: (ссылка на нашу статью)
- Коронавирус и логистика – закрытые фабрики и производства привели к большому разрыву в цепи поставок -это повлияло на все этапы, от производства до рынков потребления, на логистику в том числе. Коронавирус «поразил» не только морские перевозки, был период, когда IAG BritishAirways отменила все рейсы с материкового Китая, как минимум на несколько месяцев. Немецкая логистическая группа DHL заявила о серьезных перебоях с входящими и исходящими воздушными грузовыми потоками. На данный момент авиаперевозки восстанавливаются, но прежний уровень мы увидим не скоро. Стоимость авиафрахта выросла на 50% и вряд ли будет меньше в обозримом будущем.
- Послекарантинный период для Китая проходил под второй волной экономического шока. В период эпидемии предложение товаров и услуг было ограничено закрытием производств, фабрик и прочих компаний. Как мы могли наблюдать, период восстановления был подвержен снижению спроса, так как, внешние рынки сбыта переживали и переживают аналогичные проблемы – карантин и борьбу с вирусом. В связи с быстро развивающимися усилиями по сдерживанию, направленными на сокращение спроса за рубежом, китайский экспорт, на который приходится 20 процентов экономики, пострадал.
- В результате всех неприятно удивили цены на морской фрахт — цифры просто побили все рекорды и к концу года фрахт вырос более чем в три раза. А на январь 2021, канун CNY, перевозчики обещают совершенно обескураживающие цифры до 10 000 долларов за контейнер. Причинами являются колебания, как уже упоминалось выше — падение экспорта из Китая в марте-апреле, связанные с многочисленными локдаунами и карантинными ограничениями и резкий рост экспорта в конце года. Следовательно, это привело к сокращению количеству судов и замедлению оборота контейнерного оборудования. Многие линии отказались от зафрахтованного флота, и перешли на собственные мощности с целью сокращения расходов. Получился замкнутый круг – пик производства к новому году привел к обострению проблемы с порожними контейнерами и овербукингом.
- Рыночные прогнозы на период после Китайского Нового Года не показывают положительной динамики. Ведь слишком много фактов зависят от ситуации с COVID-19 на разных рынках – новость о вакцине подтолкнуло топливный рынок к увеличению цен на топливо, что повлечет за собой рост ставок на фрахт.
2020 был тяжелым годом для мировой экономики и логистики в частности. Постепенные возвраты торговли и производств к прежнему уровню сгладят последствия, но трясти рынки будет еще долго. Мы готовимся к колебаниям цен, затягиванию сроков и пробелам с поставками. Ждем 2021 года с его новостями и изменениями.