По данным Alphaliner количество судозаходов в крупные китайские порты, или логистика через них, сократилась с начала 2020 года на 20 %. Таковы первые симптомы коронавируса в логистике. Пока это цифры последствий чрезвычайных мер по борьбе с 2019-nCoV. Исследования прогнозируют снижение мирового объёма морских контейнерных перевозок, примерно на 0,7% за год — это около 6 миллионов контейнеров.
Китай, в своем стремлении ограничить распространение вируса, продлил официальные праздники до 10 февраля. Таким образом, традиционная остановка производства и торговли, к которой всегда приводит Китайский новый год, получила свое продолжение. Ограничения на пассажирские перевозки и авиасообщения так же вносят свою лепту в массовый stopover и усложняют возвращение сотрудников на рабочие места фабрик и заводов.
По данным ООН о мировой торговле и развитию, около 80% торговли товарами осуществляется морским транспортом, а в Китае находятся семь из 10 самых загруженных контейнерных портов в мире.
Агенты в Китае заявили, что количество заказов на контейнеровозы, танкеры и сухогрузы быстро падает и спад может продлиться до марта. Ожидается, что сокращение объемов грузов будет иметь место в цепочках поставок и в США, и в Европе. Объёмы продаж в Китае так же демонстрируют неутешительные результаты – падение на 23 % за первый месяц года. Во время лунных новогодних праздников всегда все замедляется, но в этом году это нечто совсем иное. Крупные контейнерные линии продолжают работать в основных прибрежных морских портах Китая, но 10 ведущих операторов мира отменили по крайней мере два десятка рейсов в Китай в последние недели, что намного больше, чем обычно в традиционно медленном первом квартале. Датский морской гигант AP Moller-Maersk, французская CMA CGM SA и тайваньская Evergreen Marine Corp отменили часть рейсов в азиатском регионе. «Плавающий карантин» означает, что некоторые корабли не смогут заходить в китайские порты, а некоторые простаивают в доках ожидая разрешения на выход.
Логистический цикл осложняется еще и тем, что точки перегрузки или судозаходов на маршруте, например, такие как Сингапур или Австралия ужесточили условия проверок. Так судно получает разрешение на заход в порт только после подтверждения здоровья экипажа. А инкубационный период нового коронавируса затягивает эти проверки на 10 и более дней.
Коронавирус «поразил» не только морские перевозки, IAG British Airways отменила все рейсы с материкового Китая, как минимум на оставшуюся часть месяца. Немецкая логистическая группа DHL заявила о серьезных перебоях с входящими и исходящими воздушными грузовыми потоками. Она приостановила поставки в провинцию Хубэй, эпицентр вируса, но заявила, что не предвидит других изменений в своей деятельности. Компании UPS и FedEx Express (FDX) заявили, что они продолжают летать в Китай и из него. Но отметили, что в результате ухудшения бизнес среды, спрос на их услуги сократился.
Для справки – инкубационный период коронавируса составляет 14 дней в организме человека, передается воздушно-капельным путем от человека или животного к человеку. Время нахождения грузов в пути от Китая до Европы более 45 дней, это больше чем в два раза превышает инкубационный период активности вируса. Следовательно, не стоит опасаться распространения болезни посредством грузоперевозок.
Последствия влияния вспышки коронавируса на мировую экономику пока только прогнозируемые, но уже впечатляющие. Это объясняется тем, что китайская экономика очень тесно переплелась с мировой и играет там не последнюю роль:
Эпидемия затронула в первую очередь сегмент потребления – закрытые магазины, фабрики и производства. А ведь это период лунных праздников, время тратить и покупать. Структурные изменения экономики Китая привели к росту сектора услуг и резкое падение его объёмов скажется на общей картине. Не говоря уже о роли Китая как мирового экспортера и импортера.
Еще рано пытаться количественно оценить возможные экономические последствия. Многое будет зависеть от того, насколько хорошо китайские власти смогут сдержать вирус. Рост для компенсации временного простоя экономики возможен практически во всех секторах, но в свою очередь может вызвать материально-технических проблемы – сырьевого, трудового и транспортного характера.
Главной рекомендацией для «заинтересованных сторон» будет – включить в свои производственные планы моменты задержек с доставкой, отсрочки производства и простои.